Балет-гала «Нуриев forever...»

Балет-гала в 2-х действиях с прологом и эпилогом
Хореография Маруиса Петипа, Августа Бурнонвиля, Ростислава Захарова, Константина Боярского, Ренато Занеллы, Бориса Эйфмана, Вакиля Усманова, Юрия Васюченко

Идея, сценарий, режиссура и хореография – Вакиль Усманов (Австрия)
Соло на рояле – Борис Блох (впервые)
Дирижёры – заслуженный артист Украины Игорь ШаврукИгорь Чернецкий
Видеоинсталляция – Роман Топилов
Художник по костюмам – Наталия Баданина
Режиссёр, ведущий спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор





Краткое содержание

ПРОЛОГ


Балетный мир празднует юбилей великого Рудольфа Нуриева. Всегда рядом с Руди – ангелы-хранители, которые призваны сопровождать его творческий путь на земле.
…Вот они сбрасывают свои крылья и надевают его танцевальные костюмы, в которых он блистал…
Александр Скрябин
Этюд ор. 42 №5
Соло на рояле – лауреат международных конкурсов Игорь Парада
Первая встреча и большая любовь Рудольфа Нуриева и Марго Фонтейн. Символ их любви – белый шарф, который Марго передает Рудольфу в знак союза, возникшего между ними.
Руди и Марго. Первый поцелуй. - Рахманинов. Элегия
Хореография Вакиля Усманова. 



Ангелы - Денис Васильев, Юлиан Марченко, Виталий Роздайбеда
Люди в черном - Виктор Пелих, Михаил Перфилов, Сергей Ткачук

Руди и Марго. Первый поцелуй
Музыка: Сергей Рахманинов. Элегия
Хореография Вакиля Усманова
Исполняют Елена Добрянская, заслуженный артист Украины Сергей Доценко
Соло на рояле – Игорь Парада



ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


Один из любимых танцевальных номеров дуэта Руди и Марго, которым они пленили публику на сцене английского Королевского балета.
Чайковский. Адажио из балета «Спящая красавица». Хореография Вакиля Усманова.
Последним выступлением, которым он завершил свою балетную карьеру, был балет «Сильфида» на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Левенсхольд. Pas-de-deux из балета «Сильфида». Хореография Августа Бурнонвиля.
Наконец настал тот момент, когда Марго Фонтейн выводит юного Рудольфа в необычайно сложном дуэте, где он утверждает себя как звезда классического танца.
Руди и Марго. «Триумф». Чайковский. Pas de deux из балета «Щелкунчик». Хореография Вакиля Усманова.
Рудольф, живя на Западе, гордился своей принадлежностью к татарскому народу. Поэтому выбор пал на балет «Бахчисарайский фонтан», в котором он принимал участие еще юношей.
Асафьев. Сцена из балета «Бахчисарайский фонтан». Хореография Ростислава Захарова.

Петр Чайковский. Adagio из балета «Спящая красавица»Хореография Мариуса Петипа
Исполняют заслуженные артисты республики Молдова Мария Полюдова, Владимир Статный

Музыка народная. «Стамбул. 1920-й...»
Хореография Вакиля Усманова
Исполняет Павел Гриц

Борис Асафьев. Pas de deux из балета «Пламя Парижа»
Хореография Василия Вайнонена
Исполняют Наталья Ивасенко, Андрей Писарев

Томазо Альбинони. Познание (на музыкальную композицию «Адажио»)
Хореография Бориса Эйфмана
Исполняет Даниэль Барба-Наполес

Руди и Марго. Триумф 

Петр Чайковский. Pas de deux из балета «Щелкунчик»
Хореография Вакиля Усманова
Исполняют Елена Добрянская, заслуженный артист Украины Сергей Доценко

Борис Асафьев. Сцена из балета «Бахчисарайский фонтан»
Хореография Ростислава Захарова
Исполняют:
ХАН ГИРЕЙ – Юрий Медведев
НУРАЛИ – Денис Черняк
ЗАРЕМА – Мария Рязанцева
НЕВОЛЬНИЦА – Анна Станкевич
ПЕРСИДСКАЯ КНЯЖНА – Анастасия Банникова
ПОДРУГИ КНЯЖНЫ – Кристина Ветчинкина, Елена Воронцова
ВСАДНИКИ – Станислав Варанкин, Николай Вориводин, Виктор Пелих


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Дмитрий Шостакович. «Барышня и хулиган»
Хореография Константина Боярского
Исполняют Елена Кондратьева, Николай Вориводин

Марго... Песня чёрного лебедя
Эйтор Вилла-Лобос. «Песня чёрного лебедя»
Хореография Вакиля Усманова
Исполняет Елена Добрянская

Адольф Адан. 
Трио из балета «Корсар»Хореография Мариуса Петипа
Исполняют Ольга Воробьева, Виктор Томашек, Даниэль Барба-Наполес

Джулио Каччини. Аве Мария
Хореография Юрия Васюченко
Исполняют Ника Афонина, заслуженный артист Украины Сергей Доценко

Людвиг Минкус. Pas de deux из балета «Дон Кихот»
Хореография Мариуса Петипа
Исполняют Наталья Ивасенко, Андрей Писарев

Херардо Родригес. «Танго». 
Хореография Оксаны Бабич.
Исполняет Оксана Бабич. 


ЭПИЛОГ

Сергей Рахманинов. Поцелуй по Климту. Прелюдия си-минор
Хореография Юрия Васюченко
Исполняют Татьяна Афанютина, Вячеслав Кравченко
Соло на рояле – Игорь Парада

Джон Уильямс. «Очарованный странник»
Хореография Вакиля Усманова
Исполняют заслуженный артист Украины Сергей Доценко, Николай Вориводин
Соло на рояле – Игорь Парада

Вояж
Музыка: Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23, II часть
Хореография Вакиля Усманова
Исполняет заслуженный артист республики Молдова Владимир Статный
Соло на рояле – Игорь Парада

Сергей Прокофьев. Сцена из балета «Ромео и Джульетта»
Хореография Евгения Гырнеца
Исполняют Елена Добрянская, заслуженный артист Украины Сергей Доценко

Вознесение
Музыка: Джузеппе Верди. Хор из оперы «Набукко»

Исполняют все участники спектакля

ДИРИЖЁР
 - Игорь Чернецкий






17 марта 1938, близ Иркутска — 6 января 1993Париж) — советский, британский и французский артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР.
Один из наиболее значительных танцовщиков XX века, его дуэт с английской балериной Марго Фонтейн, длившийся 17 лет, считается на Западе легендарным. Танцевал по всему миру. Руководил балетной труппой Парижской оперы в 1983—1989 годах, в конце жизни пробовал себя как дирижёр. Также был коллекционером живописи и предметов искусства, покупал недвижимость в разных частях света.

Рудольф Нуреев родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой. Согласно документам КГБ СССР, по национальности татарин. Дед — Нурахмет Фазлиевич Фазлиев. Отец, Хамит Фазлеевич Нуреев (1903 — не позднее 1985), был родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан). Достигнув совершеннолетия, принимает первую часть имени отца Нур (луч, свет) в качестве своей фамилии, а фамилию сохраняет в качестве отчества и становится Хаметом Фазлиевичем Нуриевым. В 1922 году перебирается в совхоз «Миловка», откуда в 1925 году призывается в Красную Армию. Он попадает в Казань, где служит красноармейцем в «Объединённой татаро-башкирской военной школе». По окончании службы Нуреев остаётся в Казани и в октябре 1927 года поступает на двухгодичные курсы «Реализация татарского языка» при ТатЦИКе, которые оканчивает в 1929 году по специальности счетовод. В 1928 году он вступает в партию. В первый же месяц Великой Отечественной войны в звании старшего политрука отправляется на фронт в артилле­рийскую часть. Известно, что он воевал на Западном фронте (1941—1943), позднее преобразованного во 2-й Белорусский фронт (1944—1945). Прошёл всю войну от участия в обороне Москвы и затем, наступая, до Берлина. Участвовал в апреле 1945 года в форсировании реки Одер, за что получил благодар­ность от командования.
Мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907—1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан). В автобиографии Нуреев пишет о своих родителях таким образом:
Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры.
— Нуреев Р. Х. Автобиография. М., 1998.
Вскоре после рождения Рудольфа отец получает назначение в Москву. В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в ссылке. В 1955 году, несмотря на большое отставание по возрасту, был принят в Ленинградское хореографическое училище, учился в классе Александра Пушкина. Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате — другие ученики дразнили и обзывали его, считали деревенщиной.
После выпуска в 1958 году благодаря прима-балерине Наталии Дудинской остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.

Жизнь на Западе


Рудольф Нуреев в 1968 году
16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ СССР «за нарушение режима нахождения за границей» был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» — первым среди советских артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.
Первые выступления Рудольфа на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей — он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу имел огромный успех. Французские коммунисты поставили себе целью освистать артиста — но не зная балета (pas de deux Нуреева было практически в конце спектакля), они шумели почти на каждом выходе других артистов, тем самым лишь подогрев атмосферу вечера. 29 июля, на закрытии последнего парижского сезона труппы, Нуреев исполнил главную партию в этом спектакле, станцевав по одному акту с прима-балеринами труппы Ниной ВырубовойРозеллой Хайтауэр и Лиан Дейде.
Франция отказалась предоставить Нурееву статус политического беженца, поэтому артист переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро» — вскоре после чего получил ангажемент в Королевском балете Великобритании. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн. Также танцевал с Иветт ШовиреКарлой ФраччиНоэллой Понтуа.
В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро», исполнив главную партию в дуэте с Марго Фонтейн. По окончании спектакля зрителями была устроена столь длительная овация, что занавес поднимался более восьмидесяти раз, что является театральный рекордом. Будучи премьером венской труппы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей.
С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» — Элизабет ПлательМоник ЛудьерИзабель ГеренМанюэль ЛегриШарль ЖюдЛоран Илер.

Могила Нуреева.
В 1987 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью — виза была дана на 72 часа, причём артисту ограничили возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.
В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр.
В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» (главную партию исполнила Надежда Павлова).
В 1983 году в крови Нуреева был обнаружен вирус ВИЧ.
6 января 1993 года, в возрасте 54 лет, танцовщик скончался от осложнений СПИДа. Согласно желанию Нуреева, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром (автор эскиза — художник Эцио Фриджерио).

Личная жизнь

Рудольф Нуреев был антисемитом и антикоммунистом, почти весь период своей жизни на Западе он боялся нападения или похищения со стороны КГБ. Несчастный случай в Венской опере, когда чудом никто не пострадал, он связывал именно с этой организацией.
Рудольф Нуреев был гомосексуалом, однако в юности имел и гетеросексуальные отношения. После побега на Запад встретился со знаменитым датским танцовщиком-гомосексуалом Эриком Бруном (1928—1986). Брун и Нуреев стали парой и сохраняли близкие отношения в течение 25 лет, до самой смерти Бруна в 1986 году.
Нуреев, зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Нередко он одалживал большие суммы малоизвестным людям и никогда не следил за тем, вернули ли ему долг. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил. Для управления своими финансовыми делами в 1975 году он зарегистрировал в Лихтенштейне фонд Ballet Promotion Foundation со штаб-квартирой в Цюрихе. Ему принадлежали виллы в Ла-Тюрби и на острове Сен-Бартелеми (Франция), поместье в штате Вирджиния и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке (шестикомнатную квартиру в «Дакота-билдинг» танцовщику помогала обставлять Жаклин Кеннеди). В 1979 году он приобрёл у наследников Леонида Мясина Ли-Галли, архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано. На Галло-Лунго, самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные Мясиным в руинах сарацинской башни. Нуреев активно занимался дизайном вилл и благоустройством острова в целом, вложив сюда большие средства, так как здесь не было ни воды, ни электричества, а всё необходимое можно было доставить либо морем, либо вертолётом.
В Париже он жил в двухуровневых апартаментах на набережной Вольтера, дом № 23. Мечтой танцовщика было привезти сюда мать, что никогда не случилось. После его смерти поклонники надеялись, что здесь будет устроен музей, однако Фонд Нуреева практически сразу же организовал продажу его имущества с молотка на аукционах Christie's. Первые намеченные торги в Лондоне и Нью-Йорке были отменены, а парижская квартира опечатана по протесту сестры Нуреева Розы и её дочери Гюзели, начавших судебную тяжбу с Фондом, по их мнению, неверно трактовавшим завещание в свою пользу. Тем не менее, торги состоялись в 1995 году — в январе в Нью-Йорке, где распродавалось американское имущество (было выручено 7,9 млн $) и в ноябре в Лондоне, где были проданы парижские вещи (главный лот, картина Теодора Жерико, остался не проданным). Согласно завещанию, европейским имуществом распоряжался Ballet Promotion Foundation, зарегистрированный Нуреевым в Лихтенштейне в 1975 году, американским же имуществом занимался вновь созданный Rudolf Nureyev Dance Foundation со штаб-квартирой в Чикаго. Небольшая часть наследия Нуреева — костюмы, документы и личные вещи — попали на хранение в Национальную библиотеку Франции и Музей Карнавале. В 2013 году по инициативе членов совета директоров Фонда Нуреева Шарля Жюда  и Тьерри Фуке оставшиеся предметы были выставлены в трёх залах Национального центра сценического костюма в Мулене (дизайн экспозиции — Эцио Фриджерио[en]).




Финальный выход исполнителей балета «Нуриев forever...»


На этом фото в центре Андрей Писарев. Он родился 1 апреля 1986 года в Донецке в семье корифеев балета Вадима Писарева и Инны Дорофеевой (оба народные артисты Украины)


Театр, которому посвящена большая часть их жизни, из флагмана культуры превращается в прифронтовой клуб и провинциальный коллектив. Личность с мировым именем оказалась не у дел. Писареву, как и тысячам его земляков, из-за сепаратистов-террористов и российских наемников пришлось уехать из Донецка. Его письма, обращения и просьбы передислоцировать коллектив «Донбасс Оперы» из региона, терпящего все тяготы войны, нынешней властью не были услышаны. Поэтому каждый в этой трудной ситуации устраивался, как мог.
Сегодня В. Писарев «везде и нигде». 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Спящая красавица" в Старый Новый год

Пресс-конференция перед премьерой оперетты "Польская кровь" в Одесской музкомедии